Значение цвета в дизайне и его использование в интерьере кафе.
У любого из нас есть свой шифр, скрытый в цветах. Каждый цвет подаёт условный сигнал нашему подсознанию и пробуждает в нём ответную эмоцию. Под влиянием разных цветов нам даже чувствуется и думается по-разному. Наш глаз распознает 1,5 млн. оттенков, а цвета воспринимаются даже кожей. Мы не просто видим цвет, мы его чувствуем. По мнению специалистов-психологов- 80% цвета мы “поглощаем” нервной системой и только 20% – зрением.
Все компоненты, формирующие образ кафе в сознании посетителей, должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае возможна цельность восприятия, а она означает хорошую узнаваемость заведения и большое количество гостей. Цветовая среда в предприятии общественного питания способна серьёзно влиять на поведение посетителей, задействовать ассоциации и положительные эмоции, способствовать аппетиту. Грамотное использование цвета в интерьере не просто создаёт красоту и узнаваемость, но и служит средством информации, ориентирования для гостей. Всё это определяет цветовое оформление.
Известно, что цвет оказывает различное физиологическое воздействие на человека, вызывая хорошее или плохое самочувствие, повышая или снижая активность. Воздействие цвета на человеческий организм может быть косвенным благодаря свойству цвета зрительно изменять форму и размер предметов. Может быть и непосредственным, выражаясь в различных ощущениях от прямого зрительного восприятия того или иного цвета.
Что ж, удивить можно один раз, а продавать надо каждый день и помногу. Поэтому гораздо лучше, если воздействие на посетителя запланировано заранее, и задачи работы с цветом определены. Именно в этом цвет может оказаться Вашим верным союзником, выполняя свои основные задачи.
ЗАДАЧИ ЦВЕТА
Первая задача, связанная с цветом, - обеспечение комфорта. Для этого цвета должны быть связаны со специализацией и концепцией заведения, его целевой аудиторией. Оптические иллюзии, возникающие из-за применения сочетаний цветов, используются для архитектурных целей, для создания образа и передачи соответствующего настроения. Но в тоже время эти иллюзии не должны отвлекать от блюд, вводить в заблуждение или рассеивать внимание.
Вторая задача связана с информативной ролью цвета, его символика тщательно изучается для создания нужного настроения в помещении.
И третья задача – реализация потенциала цвета как мощного фактора эмоционального воздействия. Цветовая гамма зачастую используется как метод психофизиологического манипулирования для привлечения внимания к отдельным местам помещения и к выделяемым блюдам.
Цветовая символика и связь цветов интерьера с концепцией заведения
Для описания наиболее общих особенностей восприятия разделим цвета на группы:
Тёплые и холодные цвета
К тёплым цветам относятся оттенки красного, оранжевого и жёлтого, а к холодным – синего, голубого и фиолетового. Психологические эффекты, вызываемые тёплыми и холодными цветами, прямо противоположны.
Тёплая гамма
В отделке интерьера заведения используется так называемое «свойство температуры»: в помещении, окрашенном в тёплые тона, температура субъективно воспринимается на 3-5 градусов выше, чем в точно таком же зале, выдержанном в холодных тонах. Соответственно, когда нужно подогреть, активизировать посетителей, подтолкнуть к совершению импульсных заказов, применяют цвета тёплые. И благодаря такому “согревающему” эффекту теплая цветовая гамма кафе может стать конкурентным преимуществом в холодное время года.
В теплой гамме самым сильным является красный цвет. Под его влиянием активизируются все функции нашего организма: дыхание ускоряется, мышцы напрягаются, а сердцебиение учащается.
Красные акценты в интерьере заведения стимулируют покупателей и увеличивают импульсные (незапланированные) решения. То есть, если их останавливала изначально цена блюда, то в процессе они могут решить, что сегодня маленький праздник и позволить себе его. Также этот цвет вызывает аппетит и улучшает пищеварение, а потому идеален для кафе и ресторанов. Однако нельзя с ним переусердствовать, он быстро утомляет и провоцирует вспыльчивость и агрессию.
Оранжевый цвет наравне с красным вызывает прилив энергии и улучшает аппетит. Но он лучше работает в качестве акцентного, а не основного цвета. Его переизбыток в пространстве раздражает.
А вот сочетание оранжевого с голубыми оттенками дает ощущение раскованности и свободы. Такое цветовое решение подходит для спортивных баров.
Жёлтый цвет улавливается глазом самым первым. Он стимулирует зрение и вызывает радостное настроение, а потому лучше других цветов привлекает внимание. Его можно использовать для анонса акций и специальных предложений. К тому же текст на жёлтом фоне наиболее удобен для восприятия.
Присутствие жёлтого в интерьере активизирует мышление и помогает прийти к компромиссу, так что в качестве акцентного цвета его можно использовать смело. Главное – не переусердствовать: избыток жёлтого вызывает алчность и недовольство. Также жёлтый оживляет воображение, способствует принятию новых идей и ассоциируется с чем-то интересным. А в сочетании с зеленым он отлично подходит для оформления рабочего пространства управляющего состава заведения и рекламистов.
Холодная гамма
Согласно психологии цвета, с созданием в пространстве спокойной и расслабляющей атмосферы, релаксацией, лучше всего справляются холодные цвета (синий, голубой и фиолетовый) и их оттенки. Под влиянием цветов холодной гаммы посетители больше времени проводят в заведении, дольше выбирают и меньше беспокоятся о расходах.
К тому же, с помощью холодных цветов можно снизить агрессивность и активность гостей. Такая задача крайне актуальна для заведений, специализирующихся на бизнес-ланчах, где постоянно царит суматоха. Это поможет посетителям избежать конфликтов и раздражения от ожидания, которые дают ощущение усталости от обедов в часы «пик». Использование холодной гаммы цветов также оправдано в дорогих заведениях, столовых, где могут возникать очереди, ресторанах, специализирующихся на морепродуктах или летних верандах, где в жару так хочется ощущения прохлады.
Спектральные и земляные
Цвета спектра в оформлении помещения ассоциируются с натуральностью, свежестью продуктов, а ещё с новизной. Земляные (бежевый, коричневый, бутылочный и др.) называются так потому, что их производили из цветных почв, и они наиболее точно передают цвета земли, тем самым действуя успокаивающе и давая ощущении стабильности. Такая гамма хорошо смотрится в оформлении заведений, торгующих «дарами земли» (пекарни, винные лавки) и «колониальными» товарами (кофе, какао, шоколад), - различного рода кофеен и кондитерских.
Что касается чёрного цвета, то его лучше всего использовать в качестве акцента, подчеркивающего основные цвета. Несмотря на всю свою притягательность и изысканность, этот цвет создает ощущение замкнутости и отсутствия воздуха, особенно в помещениях, где в чёрный окрашены потолок или стены.
Коричневый цвет не является таким формальным, как чёрный, и воспринимается более естественно. Этот цвет внушает силу, доверие и уверенность, ассоциируясь с надежностью и долговечностью. Но, несмотря на то, что коричневый цвет вселяет спокойствие, его избыток в интерьере может навевать мрачные мысли, а потому он нуждается в ярких цветовых акцентах. В рабочих моментах для сотрудников заведения тёмные оттенки коричневого утомляют и снижают работоспособность.
Ахроматические цвета
Для большинства заведений помещение в светлых тонах является беспроигрышным вариантом. Светлые цвета визуально увеличивают пространство и подчёркивают яркие детали, расставляя нужные акценты для гостей.
Белый – цвет абсолютной чистоты и порядка, в цветовом оформлении интерьеров он играет ведущую роль и служит основой. Также он оказывает дисциплинирующее воздействие.
Также это цвет торжества!
А светло-серый цвет хорошо подходит для организации стабильной работы сотрудников. Часто в этой гамме оформляются раздевалки официантов или место метрдотеля. Правда, серые стены не располагают к тому, чтобы в них долго задерживаться. Поэтому однообразный серый следует оживлять яркими цветами.
Насыщенные и «пастельные»
Насыщенные цвета выражают силу и энергию и традиционно применяются в кафе для молодёжи для поддержания тематики динамичности жизни, придания дополнительной глубины и повышения значимости предоставляемых товаров и услуг. В этом спектре зелёный является бесспорным чемпионом.
Влияние зелёного цвета может быть разным в зависимости от того, какие оттенки в нем преобладают. Так, если в зеленом доминирует синий цвет, то он успокаивает и расслабляет, а если желтый, то возбуждает. Зеленый считается нейтральным цветом и может использоваться с цветами как теплой, так и холодной гаммы.
Желто-зелёный создает впечатление благополучия и оптимизма. Сочный зелёный цвет ассоциируется с природной свежестью, обновлением и молодостью, а потому идеален для недорогих кафе и летних веранд, предлагающих фрукты и прохладительные напитки в жаркий день.
Глубокий изумрудный оттенок говорит о роскоши и подходит для дорогих ресторанов и солидных баров. К тому же зелёный цвет не вызывает усталости глаз и снижает боль, что даже сделало его популярным в сфере медицинских услуг.
Пастельные же идеальны для передачи нежности, лёгкости и изящества. Им свойственно наименьшее раздражающее воздействие. Иногда наслаждение изысканным вкусом продуктов и напитков передаётся с помощью пастельных тонов в оформлении интерьера заведения и его рекламной продукции.
Пастельные оттенки оранжевого цвета (персиковые), ассоциируются со здоровьем, красотой, золотистым загаром и отдыхом, поэтому они так часто используются в оформлении специальных кафе в салонах красоты.
Яркие и сдержанные
По праву говорят, что яркие, «кричащие» цвета больше нравятся детям и… людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха, предпочитает сдержанные оттенки. Поэтому яркое цветовое решение часто используют заведения быстрого питания, недорогие кафе и закусочные.